Строительство московских площадей

По плану реконструкции Москвы, размеры московских площадей значительно увеличиваются. Красная площадь, согласно постановлению ЦК ВКП (б), увеличивается вдвое. Примерно настолько же увеличиваются площади Дзержинского, Ногина, Советская площадь, Комсомольская, Курского вокзала. В несколько раз увеличивается по своим размерам Смоленская площадь.

Площадь 1905 года, СССР

Создается для новых площадей Москвы – площадь Дворца советов, площадь Сокольнического круга, площадь 1905 года, Новоарбатская, площади перед измайловским стадионом, новые площади юго-западного района.
Близкими к архитектурным ансамблям площадей в новой застройке Москвы явятся и отдельные уличные ансамбли. Так, отдельные отрезки магистралей запроектированы с отступающей застройкой во-внутрь кварталов, образуя в дополнение к площадям ряд развернутых архитектурных ансамблей.

Большая ширина некоторых участков магистралей превращает их в городские ансамбли, подобные ансамблям площадей. Например, общее русло Кировского проспекта и улицы Кирова, которым Кировская магистраль выходит на площадь Дзержинского, по проекту намечается шириною в 75-100 метров при длине в 300 метров. Замкнутая перспектива этой части магистрали заставляет рассматривать ее в архитектурно-пространственном отношении скорее как вытянутую площадь, чем как обычный участок улицы. По той же магистрали проектируемые между Кировским проспектом и улицей Кирова разрывы превращаются по существу в ряд отдельных площадей между этими двумя улицами по всей их длине.

Кроме того, большинство запроектированных по магистралям кварталов имеет свои внутриквартальные ансамбли (нередко замкнутые) и парадно обстроенные крупными жилыми зданиями дворы, в архитектурном отношении являющиеся внутриквартальными площадями – подлинными центрами огромных кварталов новой Москвы.

Большинство площадей Москвы запроектировано на пересечении основных магистралей города, Площади Дзержинского, Ногина, Пушкина, Арбатская и Новоарбатская, Таганская, Курского вокзала, один из вариантов Красноворотской площади, Тургеневская, Преображенская, Колхозная и других по своей архитектурно-планировочной организации решены как более или менее развитые перекрестки движения. Из них на площадь Дзержинского запроектированы свободно выходящими семь больших улиц.

Кроме того, одна (Пушечная) улица выходит на площадь через арку в здании. Решение площади Дзержинского, как основного узла магистралей, представляло значительную трудность (проект архитектора Ткаченко и архитектора Шило). Наиболее изорванной проездами стороной в принятом проекте является Китайгородская с проездами – Театральным, новым проездом параллельно Театральному сзади Метрополя, новой аллеей по направлению на Красную площадь.

Кроме площади Дзержинского большими площадями-перекрестками явятся Арбатская и Таганская площади. Диаметр улицы Горького – завод им. Сталина пересечет площадь Ногина по диагонали. Один из трудных перекрестков – площадь Курского вокзала разрешена в разобщении уровней подъезда к вокзалу со стороны Садовой с движением по новой, проходящей перед вокзалом, магистрали – улица КОД.

Арбатская площадь 1930 г, Москва

Ряд площадей расширяется в поперечном к основной магистрали направлении до выхода параллельных ей парных улиц. Такое решение принято для площадей Белорусского вокзала и Крестовской заставы. Вместе с тем, некоторым площадям придаются “карманы”, выдедяющиеся на перекрестке для отвода сквозного движения. К такого рода решениям надо отнести площади: Маяковского, Крестовской заставы, Саратовского вокзала, Советскую площадь. Площади Сокольнического круга на два боковых обходных проезда. Площадь Коммуны будет находиться в стороне от магистрали северо-юг и образует замкнутый архитектурный ансамбль.

Московские порщади будут иметь разнообразные формы пространственной организации. Многие из реконструируемых площадей получат форму треугольника или трапеции. Треугольную форму будут иметь после реконстукции площади: Таганская, Новоарбатская, основная часть площади Киевского вокзала, новая часть Комсомольской площади и Площадь 1905 года. Второй вариант Красноворотской площади решен в форме треугольника. Площади: Белорусского и Курского вокзалов, Пушкинская, часть площади Сокольнического круга запроектированы в форме трапеции. Прямоугольная форма сохраняется за площадями: Арбатской, Маяковского, Советской, площадью Коммуны, основными частями площадей Сокольнического круга и Комсомольской, площадями Крестьянской заставы и Саратовского вокзала. Прямоугольную форму сохраняет также ряд центральных площадей: Свердлова, Ногина и Дзержинского. Исторически сложившаяся форма вытянутого прямоугольника Красной площади сохраняется. Основной вариант Красноворотской площади запроектирован в форме круга. Один из начальных вариантов Пушкинской площади был решен в форме полукруга, ориентированного по направлению к центру города по оси улицы Горького.

Красноворотская площадь, Москва, начало XX в.

Ряд проектов намечает организацию площадей в виде двух соединенных вместе ансамблей. Так, площадь Свердлова запроектирована с малой площадью сзади здания Большого театра на центральном полукольце. Площадь Киевского вокзала имеет аванплощадь со стороны Дорогомилова. Площадь перед проектируемым новым Дзержинским вокзалом отделяется от основной части площади Крестовской заставы намечаемым к постройке зданием Музея транспорта. Комсомольская площадь проектируется в системе двух площадей – старой перед вокзалом и новой на месте снимаемой эстакады Курско-Октябрьского диаметра (КОД) перед Ленинским вокзалом. Центральная площадь Сокольнического района – площадь Сокольнического круга по проекту имеет два пространственно и функционально раздельно организуемых ансамбля: площадь-вестибюль в Сокольнический парк культуры и отдыха и примыкающая к нему часть площади, на которой располагаются и основные административные, общественные и культурные учреждения района.

Одной из характерных особенностей ряда новых площадей Москвы является пространственная открытость. Площади Новоарбатская и Киевского вокзала раскрыты на Москву-реку с подчинением застройки противоположного берега ансамблям площадей. Площади Коммуны и Сокольнического круга раскрыты в зеленые массивы: первая в проектируемый зеленый клин по магистрали северо-юг, вторая в Сокольнический парк. К площади Саратовского вокзала подойдет широкий зеленый бульвар. Такое же решение будут иметь площади, расположенные по кольцу “А”, после снятия замыкающих бульвары зданий. Ряд площадей проектируется у городских парков. С новой центральной площади юго-западного района, проектируемой у парка, благодаря ее высокому расположению на Ленинских горах, будет раскрыта прекрасная панорама на город.

Площадь Киевского вокзала, Москва, середина XXв

Ярко выраженный рельеф местности определяет архитектурно- пространственную организацию некоторых реконструируемых и новых площадей Москвы.

Площади Новоарбатская, 1905 года наклонены к реке. Наклонной площадью является площадь Маяковского. Подъезды между проектируемыми колоннадами у института Ленина на Советской площади имеют сильные уклоны со стороны Б.Дмитровки. Приподнятая по проекту на уровень второго этажа здания НКТП площадь Ногина все же сохраняет со стороны здания Московского комитета партии зеленые откосы и лестницу. В конце Лубянского сквера предусмотрено устройство трех спускающихся террас с монументом в виде обелиска. Разница вертикальных отметок в 7 метров по Садовой и по проектируемой улицы КОД перед Курским вокзалом позволила запроектировать на уровне Садовой проезжие пандусы и мосты через улицу КОД на площадку над лоджией, на второй этаж вокзала. Тем самым разделяется движение по улице КОД и подъездам к вокзалу. Чрезвычайно благоприятный рельеф Красноворотской площади, имеющий командное значение в районе площади с подъемами всех подходящих к ней улиц, в значительной мере определил решение площади в виде целостной формы круга с застройкой периметра одинаковой этажности.
Большинство проектов намечает осевое решение площадей, ряд площадей построен не только по одной продольной оси, но и по дополняющей ее поперечной. Имеются проекты, решенные по осевому принципу, но со сбитой симметрией в архитектурной или объемной трактовке обеих сторон площади, и только для небольшого количества проектов избрано целиком асимметричное решение.

К симметрично решенным площадям, подчиненным одной оси, можно отнести основной вариант Пушкинской площади (архитектор Зубин и архитектор Либсон) с одинаковой архитектурной трактовкой поднятых углов улицы Горького на внешней стороне кольца “А” и с арками, ведущими вовнутрь квартала. Площадь Киевского вокзала (архитектор Мешков и архитектор Рзержкович), несмотря на наличие на одной стороне вокзала, трактуется также симметрично. Здание театра на аванплощади является центральным зданием всей площади. Углы при входе с основной части площади на аванплощадь подняты в виде одинаковых башенок. Полуциркульное здание на другом берегу реки поставлено на оси площади. Осевое решение имеет по проекту Новоарбатская площадь, решенная с полной симметрией своей застройки. Площади 1905 года (архитектор Француз и архитектор Робченко) и Саратовского вокзала (архитектор Абрамов) построены по оси центрального здания площади.

Советская площадь (архитектор Снегирев) имеет два основных здания, расположенных на одной оси и архитектурно подчиняющих себе площадь – здания Моссовета и института Ленина. Площадь решена с полной симметрией всех сторон и углов. Общее осевое решение подчеркивается полукруглым проездом, проектируемым сбоку и сзади свободно стоящего здания Моссовета. Кроме того, строгость осевого решения площади подчеркивается проектируемыми полуциркульными нишами на боковых сторонах площади перед зданием института Ленина. Аналогичное решение принято для площади Свердлова. Здесь намечается постройка здания Центрального кино на площади, на стороне противоположной Большому театру, между площадью Свердлова и улицей 25 октября. Здание Центрального кино еще более подчеркивает архитектурно-пространственную организацию площади по продольной оси. Кроме того, обеим проездам вдоль боковых сторон Большого театра по проекту (архитектор Ткаченко и архитектор Шило) будут соответствовать вдоль боковых сторон Центрального кино лестницы, ведущие с площади Свердлова на территорию Китай-города. Перед зданием кино будет устроен сквозной проезд с площади Дзержинского на площадь Революции.

Советская площадь, СССР, г. Москва

Площадь Крестовской заставы (архитектор М.Бархин) построена по продольной оси (направление 1-й Мещанской), но кроме того основные здания – гостиница и Музей транспорта, организующие площадь, поставлены по оси, перпендикулярной к продольной оси. По такому же принципу в основном построена и площадь Коммуны (архитектор Мезенцев) с замыкающим предельную ось зданием театра Красной армии.
Таганская площадь (архитектор Морозов), треугольной формы, построена на архитектурной акцентировке трех осей площади. Монумент в виде колонны, поставленный в центре площади на севере, явится ориентиром площади. Башня НКПС на Красноворотской площади, поставленная на оси Садово-Спасской, будет служить архитектурной доминантной площади при общем ее решении в форме круга (архитектор Чалдымов и архитектор Баталов).

Ряд осевых решений площадей, однако, допускает отклонение от общей симметричной объемной и архитектурной организации, вводя высотные элементы в какой-либо одной части площади. К таким решениям относятся оба варианта – круглый и прямоугольный – площади Пушкина (архитектор Зубин и архитектор Либсон), в которых проектировавшаяся ранее на Пушкинской площади башня здания ТАСС, в два раза превышавшая соседние здания, архитектурно оживляла общую симметричную композицию площади. Башня вокзала на площади Белорусского вокзала имеет то же значение в принятом проекте площади, в форме симметрично решенной трапеции.

В архитектурно-пространственном решении площади Курского вокзала (архитектор Поляков), при центральном организующем элементе – здании вокзала и подъездов к нему, архитектурная трактовка других зданий на площади не подчиняется осевому решению вокзала. При общем осевом разрешении подхода к парку площадь Сокольнического круга (архитектор Карра и архитектор Фридлянд) получает разную архитектурно-пространственную трактовку в двух своих частях: при линейном решении застройки правой стороны (здании гостиницы) на левой стороне проектируется открытая внутренняя часть площади. Общую несимметричную организацию подчеркивает башня на здании рейсовета, стоящая при входе на площадь.

Площадь Курского вокзала, 1930е, г. Москва

Сравнительно небольшая группа площадей имеет полностью ассиметричную архитектурно-пространственную организацию. Так организуется, например, по проекту новая, расширенная в сторону Солянки, площадь Ногина, однако, при осевой ориентировке основных зданий, противостоящих бульварам (архитектор Морозов). Угловым положением башни театра им. Мейерхольда на площади Маяковского, сдвинутым по отношению к башне портиком на противоположной стороне площади, лоджиями здания театра и замыкающего площадь здания подчеркивается общее живописное решение этой площади (архитектор Зубин и архитектор Либсон). Достаточно свободная композиция предложена и по площади Крестьянской заставы (архитектор Диденко и архитектор Дорохова). В выделенной от движения части площади сгруппированы ее основные здания – центральное здание с башней на углу и свободно поставленный объем низкой этажности. К недостаткам общей организации площади следует отнести изрезанный контур в застройке второй стороны.

Комсомольская площадь будет иметь по проекту новые два здания, которые вместе с Казанским вокзалом архитектурно организуют площадь (проектируемое в перспективе на месте выводимого Октябрьского вокзала и таможни здание гостиницы и предлагаемое к постройке здание универмага при входе Кировского проспекта на площадь). В архитектурно-пространственной организации площадь решена общим достаточно живописным приемом (архитектор Варенцов и архитектор Егоров). Красная площадь, центральная площадь для парадов и демонстраций, в ближайшие годы должна значительно изменить свой вид. По проекту, выполненному профессором. Ильиным, архитектором Ткаченко и архитектором Шило, Красная площадь будет иметь на месте сносимого здания ГУМ трибуны. За трибунами будет разбит широкий партер, который отодвинет будущие крупные правительственные здания на значительное расстояние от площади. Последние со стороны площади будут видимы скорее силуэтами своих объемов, так же как и со стороны старого Зарядья огромным силуэтом будет казаться новое здание НКТП. Кроме существующего ныне подхода со стороны Площади революции, Красная площадь будет иметь новый парадный подход со стороны площади Дзержинского в виде аллеи по прямому продолжению Кировской магистрали на ось Мавзолея Ленина и видимый поверх кремлевской стены силуэт Дворца Советов. Принципы открытой площади найдет наиболее цельное и наиболее правильное применение в архитектурно-пространственном решении Красной площади.

LEAVE A COMMENT


You've just added this product to the cart:

简体中文EnglishDeutschРусскийСрпски језикTürkçe