Керамический декор в архитектуре

Пример использования керамического декора

В связи с применением современных материалов для строительства современная архитектурная керамика претерпевает изменения в приоритетах исполнения. Если в XIX – XX вв. в качестве керамического материала для изразцовых вставок архитектуры, в основном, применялась глазурованная майолика, то в настоящее время для архитектурного декора более востребована керамика из шамотированных масс. Керамика из шамотных масс, часто неглазурованная, выступает как часть архитектурного стиля, как сдержанный пластический декор, подчиненный замыслу автора, имитирующий сложный декор белого камня, песчаник, ракушечник.

Существует несколько аспектов, на которые следует обратить особое внимание при создании керамического убранства фасадов.

  1. Суровые климатические условия нашего региона как среда эксплуатации художественных произведений из керамики.
  2. Правильный подбор керамических материалов при реализации архитектурно-пластических проектов.
  3. Продуманный, грамотный и профессиональный монтаж керамики в архитектуре.
  4. Защитно-эксплуатационные мероприятия для сохранения керамического декора фасадов.

Физико-механические характеристики

В связи с тем, что доминирующая температура в нашей стране находится в нижней шкале температур, и цикличность изменения температуры с плюсовой на минусовую достигает до 30 раз, подбор керамического материала должен соответствовать этим условиям. Для такой природной среды правильнее готовить керамику высокого огня, полной спекаемости, из фарфоровых, клинкерных и каменнодельных масс. Однако у этих материалов, как и у всех керамических составов, есть определенные достоинства и недостатки. Керамика из фарфоровых и клинкерных масс как керамика высокого огня, обладающая полной спекаемостью и почти нулевым водопоглощением, сохраняется практически на века. Из отрицательных качеств этой керамики наряду с широкой цветовой палитрой (от белого до черного) – большая усадка при сушке и обжиге – отсюда деформации и определенные ограничения в художественно-пластических возможностях при создании произведений.

Преимущества и недостатки технологии

Современные изделия из шамотной керамики

По другую сторону керамических материалов стоит керамика низкого огня. Керамические массы, приготовленные из низкотемпературных компонентов, более бюджетных по затратам, поддаются широчайшей палитре декорирования различными способами. Архитектурный декор, выполненный из этих материалов, порист а отсюда гидроскопичен, подвержен разрушению в процессе эксплуатации, быстро меняющихся температурных условий и меняющейся влажности. Для этих материалов необходимо предусмотреть механическую защиту от воздействия осадков и производить необходимые мероприятия по защите от воздействия влаги в виде проникающих акриловых или силиконовых пропиток, препятствующих проникновению влаги в черепок.

Также к слабым сторонам этих материалов можно отнести малую геометрическую размерность деталей для изготовления задуманного проекта, поскольку большие усадочные свойства в процессе сушки и обжига сильно деформируют изделия и приводят к образованию неисправимых недостатков.

К наиболее унифицированным материалам для изготовления фасадного декора следует отнести шамотированные массы, с вариациями на температуру спекания, зернистости черепка, пористости и цветности. Шамотные массы низкого огня отличаются красно-коричневым окрасом, хорошими физическими свойствами в сушке и обжиге, прекрасно ангобируются в сыром и обожженном виде, но требуют защитных мероприятий от влаги: укрывать, пропитывать на зимний период.

В состав шамотных масс высокого огня входят компоненты фарфоровых глин и уже обожженная шамотная крошка от пылевидного помола до 3-х мм зерна. В качестве реально используемого материала следует назвать шамотную массу Конаковского предприятия и шамотную массу из г. Кимры, Дмитровского района. Небольшая разница в компонентах изготовления делает эти материалы практически взаимозаменяемыми.

Примеры применения в России

Пример использования шамотной керамики на фасада детского мира

Многие архитектурные объекты прошлых веков были выполнены из шамотных материалов, например, архитектурный декор здания «Детского мира» на Лубянке, сталинские высотки, где отделка ракушечником гармонично взаимодействует с шамотной керамикой. Этот материал прекрасно показывает себя в крупных размерах (до размера печи) в сушке и обжиге, механически легко обрабатывается, без сколов при работе сухорезами, монтируется на цементный плиточный клей, полимерные составы и мастики.

В настоящее время в связи с использованием новых стеновых утепляющих материалов появилась возможность возводить основные стены из более дешевого кирпича, цементных блоков. Для утепления дома, внешнюю часть стен обшивают вспененным полиэстром, пеноплексом, пенопластом. В этом случае прямой монтаж объемной керамики невозможен, здесь необходимы крепежи через утеплитель, за монолит кладки стены. Существует несколько способов крепежа на сухую: с помощью дюбель-гвоздей и плиточного клея, через заранее предусмотренные отверстия с изнаночной стороны деталей. В этом случае после разметки на стене, с помощью инструмента крепятся штыри на поверхности стен, за которые с помощью клея фиксируются и строго выравниваются относительно друг друга детали в единую композиционную систему.

Монтаж

Фиксация специальных дюбель-гвоздей происходит в результате разрушения химической капсулы и реакции отвердителя. Все подготовительные этапы проходят в такой же последовательности монтажа. После закрепления дюбелей через сутки производится затирка швов.

Желательно, в целях защиты архитектурного декора из керамики от внешних воздействий произвести водоотталкивающую пропитку от влаги, даже если керамические детали находятся под крышей. Тогда сохранность и внешний вид изделий будут находиться в первозданном виде на долгие годы.

LEAVE A COMMENT


You've just added this product to the cart:

简体中文EnglishDeutschРусскийСрпски језикTürkçe