Строительство мостов – пешеходных и автомобильных – предусматривает обязательное устройство деформационных швов. Они помогают уменьшать и правильно распределять нагрузку, оказываемую на дорожное полотно. И тем самым предотвращают его деформацию и растрескивание.

Зачем делать деформационные швы на мостах
Мосты и путепроводы, а также аналогичные им конструкции, особенно с большим автомобилепотоком, подвергаются ежедневным высоким нагрузкам. Наибольшей из них является изгибающая нагрузка.
Поскольку мост не имеет под собой сплошной опоры (как, например, наземное дорожное полотно), а опирается только в нескольких точках, эта нагрузка на него – значительная. Она приводит к растягиванию полотна сверху и сжатию снизу. Такие нагрузки приводят к появлению трещин в материалах.
При этом конструкция моста довольно жесткая и имеет основание из железобетонных плит. Жесткость делает ее более уязвимой к растрескиванию вследствие нагрузок, чем, например, асфальтобетонное покрытие, уложенное на грунтовую подушку.
Дополнительными факторами, влияющими на подвижку частей конструкции относительно друг друга, являются температурные перепады, движения грунтов основания, вибрации, сейсмические колебания и пр.
Минимизировать риски растрескивания и других изменений моста призваны деформационные швы.
Принципы строения швов на мостах
Предназначение мостовых деформационных швов – обеспечить плавное и безопасное движение для водителей автомобилей и пешеходов, независимо от окружающих условий, таких как погода, землетрясения и т. д. Существует несколько ключевых характеристик, которым должны соответствовать подвижные мостовые швы:
- невысокий уровень шума (тем более в городах);
- плавное передвижение транспорта;
- уменьшение механических нагрузок на конструкцию моста;
- минимальное сопротивление при движении концов пролетных строений или полное отсутствие сопротивления;
- высокая долговечность швов.
Также важно, чтобы компоненты деформационного шва оставались стабильными при любых нагрузках, с которыми он может столкнуться.
Материалы для устройства деформационных швов на мостах
Устройство швов на мостах разными способами
Деформационные швы на мостах представляют собой искусственно созданные разрезы, делящие полотно дорожного покрытия на равные участки. Согласно рекомендациям, приведенным в Отраслевом дорожном методическом документе Федерального дорожного агентства Росавтодор ОДМ 218.2.025-2012 «ДЕФОРМАЦИОННЫЕ ШВЫ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ» (1), они обустраиваются следующими способами:
- Щебеночно-мастичная заливка. Предполагает засыпку шва с заливкой мастикой. Затем сверху укладывается подвижная пластина из металла, которая обеспечит беспрепятственный проезд по покрытию.
- Мастичный наполнитель. Эластичный демпфер, похожий на пористую резинку, выстилает разрез, а затем он заполняется мастикой на основе битума. Либо в зазор помещается полоса пенопласта, которая затем заделывается мастикой на основе битума.
- Компенсатор из металла. Это устройство имеет металлическую конструкцию, которая соединена с краями разреза, обеспечивая гибкость и подвижность, чтобы уравновесить любое давление.
- Резиновый компенсатор. По-другому называется дилатационным устройством. Представляет собой два металлических профиля, между которыми располагается резиновый компенсатор.
Чтобы обеспечить беспрепятственное движение транспорта по мосту, швы, как правило, осуществляются с поверхностной заделкой. Для этого используют заливку сверху материалами, которые выравнивают поверхность и заодно защищают шов от попадания туда грязи и воды. Как правило, это быстросохнущие безусадочные смеси с добавлением полимерных компонентов.