Железобетон-идеальная строительная композиция, обладающая достаточно высокими прочностными характеристиками на сжатие, растяжение, сдвиг, при этом морозостойкая и стойкая к атмосферным осадкам, а также стойкая к большинству органических химически агрессивных сред, большая часть строений в промышленном гражданском строительстве выполняется с использованием железобетонных изделий, либо армированного бетона в основании здания, фундаментах, отмостках и так далее.

Одним из немногих слабых мест железобетонных конструкций является возможность коррозии арматуры. Арматура или арматурный каркас выполняют функции армирования бетона с целью придания ему прочностных характеристик на изгиб, сдвиг, растяжение. В процессе того, как арматурный каркас подвергается коррозии, прочностные характеристики всего железобетонного изделия уменьшаются, уменьшаются также его несущие способности и способность сопротивляться динамическим ударным воздействием.
Процесс разрушения железобетонного изделия
Главным триггером появления коррозии внутри бетонного изделия армированного стальной арматурой является появление на его поверхности системы микротрещин, а также крупных трещин, впоследствии можно наблюдать сколы защитного слоя бетона. После откола защитного слоя бетона обнажается арматурный каркас, подвергшийся коррозии.
Ремонтопригодность железобетонного изделия
Ремонтопригодность ЖБИ определяет экспертиза, в соответствии с процентом повреждения арматурного каркаса точка так, в большинстве случаев не рекомендуется ремонт железобетона с повреждением арматуры более 30%. В таких случаях в зависимости от конструктивного решения могут применяться углеродные холсты, углеродные ламели, стекловолоконные холсты, а также прочая система армирования фасада, состоящая из многих компонентов.
В случае проникновения воды в железобетон сверху вниз арматурного каркаса, иными словами полного залития армирующего каркаса железобетона, также многократного его залития, ремонт возможным не представляется.
Ремонтные смеси для ЖБИ конструкций
Методы ремонта железобетона
Тиксотропные ремонтные смеси
Тиксотропия или тиксотропность согласно определению – это возможность уменьшать вязкость в результате механического воздействия или увеличивать в состоянии покоя. Тикстотропные составы и жидкости характеризуются постоянным уменьшением вязкости или разжижением с течением времени. Данный тип смесей оснащается специальной армирующей фиброй, или волокном.
Подвижность или тиксотропность смеси делают их пригодными для ремонта железобетонных конструкций в местах потенциальных деформаций, например деформационных швов, жестких швов, в местах напряжения бетона.
Литьевые ремонтные составы
Литьевые ремонтные составы являются прямой противоположностью тикстотропным, то есть являются реопластичной массой, со временем увеличивающими свою вязкость. Такие ремонтные смеси также часто армируются фиброволокном, Однако не в 100% случаях. Данные смеси отличаются высокой прочностью адгезии с основаниям из металла.
Применяются литьевые цементные смеси для ремонта элементов железобетонных конструкций, не подвергающихся динамическим воздействием, ветровым нагрузкам, не применяются также они в зоне напряжения бетона.
Безусадочность ремонтных смесей
Тиксотропный и литьевые ремонтные составы, вне зависимости от класса прочности от R1 до R4 не обладают усадкой. То есть нанесённые ремонтная масса не изменяет своих габаритных размеров в результате отвержения.

Классификация смесей для ремонта ЖБИ
Согласно государственному стандарту номер 56378-2015 на отечественном рынке стандартизируются четыре основных класса ремонтных смесей:
- R1-данный класс ремонтных составов предназначается для восстановления геометрии бетона при неконструкционном ремонте. Прочность на сжатие затвердевшей ремонтной смеси этого класса составляет не более 10 МПа, прочность сцепления с основанием не более 0,8 МПа, как и R2, не применим для защиты от карбонизации. Данные класс смесей относятся к наиболее экономичным.
- R2-как и R1 предназначен для неконструкционного ремонта бетона, прочность на сжатие затвердевшей смеси составляет не больше 15 МПаи прочность сцепления с основанием не более 0,8 МПа
- R3 данный тип смесей предназначен для конструкционного ремонта железобетонных и бетонных конструкций, затвердевшая ремонтная смесь этого класса имеет прочность на сжатие не менее 20 МПа, и прочность сцепления с основанием из бетона и металла 1,5 МПа, модуль упругости при сжатии составляет не менее 15 ГПа.
- R4 – наиболее прочные и дорогостоящий тип ремонтных смесей, применяющийся для конструкционного типа ремонта бетонных и железобетонных изделий. Имеет прочность с основания не менее 2 МПа и прочность на сжатие затвердевшей ремонтной смеси не менее 45 МПа.
При стандартизации ремонтных смесей также учитываются такие параметры как долговечность адгезионного соединения контактной зоны, коэффициент линейного теплового расширения, водопоглощение при капиллярном отсосе.